Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.
 

Копец Иван Иванович

Копец Иван Иванович

(19.09.1908 – 22.06.1941)
Место рождения: Ленинградская обл., г. Пушкин
Воинское звание: командир бригады / генерал-майор
Воинская часть: Военно–воздушные силы западного особого военного округа
Награды: «Орден Ленина», Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»), «Орден Красного Знамени


Копец Иван Иванович

Герой Советского Союза (21.06.1937), в истории города Ишима это был первый Герой Советского Союза среди 16 удостоенных высшего знака отличия советским государством в довоенный период.

Копец Иван Иванович (фамилия Копец (Корее) - в переводе с польского «бугор» или «холм») родился в семье уроженца города Пинска Ивана Осиповича и портнихи Наталии Григорьевны Гончаровой (умерла от тифа в 1919 г.).

Отец в 1900-1917 годах являлся машинным кондук­тором, то есть техником-сверхсрочником экипажа крей­сера «Орёлъ» 4-й Рижской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи.

Иван Копец-младший с 1916 года учился в гимназии Гельсингфорса (в н.в. столица Финляндии Хельсинки), где до Октябрьской революции базировался пограничный корабль, на котором служил отец.

В 1918 году семья переехала на постоянное место жительства в город Ишим. В семье Копецов было шестеро детей. Заработка отца не хватало, Ивану Ивановичу приходилось подрабатывать чернорабочим на заводской стройке и грузчиком на железнодорожной станции, и даже батрачить на шаблыкинских полях.

Из воспоминаний ишимского старожила А.И. Ромейко: «Иван учился в одном классе с моим старшим братом Виктором, вместе вступали в пионеры, в 1926 году вступили в комсомол. Иван увлекался техникой, любил спорт. Юноша был высок ростом, строен, всегда подтянут, аккуратен, с какой-то природной офицерской выправкой, Как будто бы воспитывался в кадровой офицерской семье».

В школе Иван учился хорошо, особенно любил физику и математику, занимался в школьном кружке друзей воздушного флота. Первым самолётом в небе над Ишимом была деревянная модель планера Ивана Копеца.

В 1925 году он окончил восемь классов Ишимской школы II ступени имени Карла Маркса и по разнарядке комсомольской организации был направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу, но с первого раза не поступил - подвело зрение, так как по дороге в Ленинград долго стоял у открытого вагонного окна, и глаза воспалились (была склонность к конъюнктивиту).

В течение года работал счетоводом-практикантом в местном Уралторге, затем чернорабочим на строительстве Турксиба, где едва не погиб под завалом... Снова вернулся в Ишим, работал в должности секретаря окружного судебного исполнителя пролетарского суда Ишимского округа.

1 декабря 1927 года зачислен в Ленинградскую военно-теоретическую школу, которую окончил в 1928 году, а в 1929 году- Качинскую 1-ю военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, с 1929 года проходил службу в Качинской школе лётчиков инструктором. С 1930 года - лётчик-инструктор 1-й учебно-лётной авиационной эскадрильи при Военно-воздушной академии РККА имени Н.Е. Жуковского. С 1933 года служил в 70-м отдельном истребительном авиационном отряде при ВВА им. Жуковского, командовал звеном и отрядом. В 1931 году принят в кандидаты члена ВКП(б).

В 1935 г. окончил КУНС (курсы усовершенствования высшего начсостава) при ВВС РККА Военной академии Генштаба.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании (1936-1939 гг.) с сентября 1936-го по 17.06.1937. Сначала воевал простым пилотом, затем командиром авиационной группы лётчиков-добровольцев в эскадрилье П.В. Рычагова. Среди лётчиков республиканской Испании он пользовался безграничным уважением и доверием, потому что часто в трудных условиях боя лично помогал им сбивать фашистских стервятников, учил их бить врага в любых условиях.

Летая на И-15 в небе Испании под псевдонимом «Хозе», лично сбил 6 самолётов противника. Испания свела Ивана Ивановича со многими выдающимися авиаторами и будущими военачальниками: И. Проскуровым, Я. Смушкевичем, С. Черных, Э. Шахтом, П. Рычаговым, К. Гусевым и другими.

20 июня 1937 года он, старший лейтенант, стал полковником (минуя звания капитана и майора).

21 июня 1937 года за проявленные мужество и героизм при выполнении интернацио­нального долга был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 16.

22 февраля 1938 года ему присвоено воинское звание «комбриг».

Он был талантливым военным лётчиком, честным и порядочным человеком, патриотом своей Родины. Колхозники из Ленинградской области выдвинули его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР I созыва. 12 декабря 1937 года И. Копец был избран депутатом и в январе 1938 г. принял участие в первой сессии Верховного Совета.

В июне 1938 года назначается заместителем командующего Военно-воздушными силами Ленинградского округа. Во время советско-финляндской войны, с декабря 1939 по март 1940 года, - командующий ВВС 8-й армии, 31 марта 1940 году ему присвоено звание «комдив». В апреле 1940 года И.И. Копец назначается командующим Военно-воздушными силами Белорусского Особого военного округа с присвоением звания «генерал-майор авиации». Он был тридцать пятым генералом. В марте 1941 года назначен на должность командующего ВВС Западного Особого военного округа. С 23 ноября 1940 года по 11 марта 1941 года проходил обучение на курсах высшего командного состава при Академии Генерального штаба (досрочно убыл в округ по личной просьбе).

Копец вместе с женой Ниной Павловной Шундриковой (1908-2001) и детьми Аликом (1930 г.р.) и Натальей (1939 г.р.) переехал в Минск, где получил пятикомнатную квартиру в доме на углу улиц Ленина и Карла Маркса.

В первый день Великой Отечественной войны стал командующим ВВС Западного фронта.

Узнав, что в первые часы войны воздушным налётам противника подверглись 26 аэродромов округа и находящаяся под его командованием авиация потеряла 738 из 1453 самолётов ВВС округа (528 самолётов - сгоревшими на аэродромах, 133 - сбитыми вражескими истребителями, 18 - зенитным огнём, 53 – не вернувшимися с боевого задания по невыясненным причинам), генерал-майор авиации И.И. Копец 23 июня 1941 года застрелился в своём служебном кабинете в Минске (здание штаба ВВС г. Минска, проспект Незалежности, 27).

Такова общепринятая трактовка событий, отражённая в монументальной эпопее Ю. Озерова «Битва за Москву».

Однако есть и другая - более реалистичная версия трагедии. Согласно ей, Иван Копец вместе с друзьями, участниками боёв в Испании, должен был стать жертвой политических репрессий - якобы он участвовал в заговоре против Сталина. Он знал о предстоящем аресте – даже начало войны не могло его предотвратить. 22 июня он уже был снят с должности командующего (и.о. был назначен генерал-майор Таюрский, арестован 08.07.1941, расстрелян в феврале 1942 г., реабилитирован в 1958 г.). Кровавый маховик был запущен и тяжёлое решение Иван Иванович принял, чтобы избавить семью от клейма «врагов народа». Так только за первые шесть месяцев Великой Отечественной войны было репрессировано 55 генералов, из них 37 расстреляно.

Есть и другие версии, изложенные в статье И.И. Ермакова «Чекисты предупредили об аресте» (газета «Тюменский курьер», 18 июля 2015 года), взяты отдельные выдержки с согласия автора.

«О гибели генерала в первый же день войны писали в мемуарах его соратники по боям в Испании Георгий Захаров и Иван Прачик. О том же упоминал в своей книге «Я - «Рубин», приказываю» начальник узла связи штаба ВВС Западного ОВО Евгений Кояндер.

В то же время, согласно выписке из приказа Главного управления кадров Красной Армии, - «генерал-майор авиации И.И. Копец, 1908 г.р., исключён из списков действующего высшего комсостава как застрелившийся 23.07.1941 года». То есть через месяц после начала войны

Согласно открытым документам спецфондов, начальник особого отдела НКВД Западного особого военного округа старший майор ГБ Павел Георгиевич Бегма (1902-1975) вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копеца по вновь открывшимся обстоятельствам».

Основанием послужили показания арестованного 7 июня 1941 года генерал-лейтенанта авиации Якова Смушкевича, добытые за две недели допросов с пристрастием, о том, что он, бывший главный советник по авиации республиканской Испании, сам завербовал Копеца в свою группу. Эти показания Яков Владимирович дал 21 июня 1941-го

Во время службы в Минске И.И. Копец подружился с начальником 3-го отделения ОО НКВД по ВВС Западного особого военного округа старшим лейтенантом ГБ Василием Николаевичем Рыбаковым (1909-1945).

Представитель НКВД при штабе авиации страстно хотел стать пилотом, и Иван Ива­нович преподал ему основы лётного мастерства, совершая совместные вылеты на У-2 и УТИ-4

Около двух часов ночи 22 июня 1941 года раздался звонок по ВЧ. Старший майор ГБ Павел Бегма лично предупредил авиационного генерала о предстоящем аресте. Через несколько минут об этом же сообщил Копецу его друг Василий Рыбаков.

А в 03.15 22 июня 1941 года 637 бомбардировщиков и 231 истребитель лювтваффе нанесли массированный удар по 26 аэродромам ВВС Западного особого военного округа. За ними шла вторая волна из 400 самолетов.

В 03.20 сообщения из Лиды и Гродно о начале войны принял на узле связи штаба ВВС в Минске вольнонаёмный радиотелеграфист Владимир Дударь. Потери авиации в Бело­руссии оказались громадны: из 1453 самолетов ВВС округа 528 уничтожено на земле

Тем не менее, пилоты Западного фронта 22 июня совершили 1896 вылетов и заявили о 143 сбитых самолётах врага.

Генерал Копец успел отдать три приказа: в 05.00 - 43-й истребительной авиадивизии прикрыть Минск и Бобруйск, в 09.30 передал три авиационные дивизии в оперативное подчинение общевойсковым командармам, в 12.02 последовал его приказ о бомбарди­ровке силами дальних бомбардировщиков ДБ-Зф и ТБ-3 пехотных колонн вермахта.

Зная о неминуемом аресте, Копец сделал свой выбор.

Его заместитель генерал-майор А.И. Таюрский (1900-1942), продолжал отдавать приказы именем генерала Копеца до утра следующего дня.

Павел Бегма и Василий Рыбаков доложили «наверх» о невозможности «изъятия генерала Копеца по причине его самоубийства»

По данным общества «Мемориал», в списках репрессированных значатся 53 человека по фамилии Копец. В том числе Копец Нина Павловна - уроженка г. Рогачев. Б/п. Библиотекарь. Арестована 23 августа 1941 года. Осуждена по приговору ОСО НКВД СССР от 22 июля 1942 г. на 5 лет лишения свободы как «жена изменника Родины» по статье 58-1 УК РСФСР. Освобождена 23 августа 1946 г. Реабилитирована 18 мая 1956 года военным трибуналом УрВО. Упоминание о самом генерале, её муже, отсутствует».

А вот так представлены события Николаем Качуком в статье «Звёзды и тернии генерала Копеца» (газета «Советская Белоруссия», 11.08.2011), материал дан в сокращении.

«22 июня 1941 года

Начало войны ранним утром 22 июня генерал-майор Копец встретил без паники. Пока была связь с частями - отдавал распоряжения и приказы. Перебросил два истребительных полка 34-й дивизии в Лошицу и Слепянку для прикрытия Минска, ещё два отправил в Барановичи и Пуховичи. В 9 часов 30 минут генерал Копец издал приказ № 1, в котором поставил задачи подчинённым частям. Устойчивая связь отсутствовала. Информация о том, что происходит в небе у границы, была противоречивой и не до конца ясной.

В Белоруссии, а через неё кратчайший путь на Москву, нанесла удар самая мощная по количеству и качеству группировка ВВС Германии. В числе первоочередных целей у немецкой авиации были не только самолеты. В первые же часы войны они постарались уничтожить склады с горючим и боеприпасами, парки со специальной автотехникой, где стояли бензозаправщики, автостартеры, заправщики воды и масла, аккумуляторные и компрессорные станции. Без всего этого «обоза» даже совершенно исправные само­леты - мертвы. Боевой самолёт - не самокат.

Так и вышло. Даже успевшие выйти из под удара и перелетевшие на полевые аэродромы самолёты вскоре остались там без топлива, боеприпасов, сжатого воздуха и с разряженными аккумуляторами. Никто не ожидал и столь стремительного продвижения немецких наземных войск. Имевшую повреждения и неисправную авиатехнику ремонтировать было некогда. При приближении немцев её, вместе с другой, неспособной подняться в воздух просто уничтожали. Самолеты, не имеющие экипажей, и те, которые не успевали подготовить к вылету, ждала такая же горькая участь.

Военно-транспортная авиация у нас как таковая отсутствовала, поэтому инженерно-технический состав, где на попутном автотранспорте, а где пешком угнаться за перелетающими на новые аэродромы самолётами был просто не в состоянии. Сами лётчики с ремонтом и подготовкой авиатехники к вылетам справлялись не всегда, что опять же приводило к потерям. В результате всего этого огромное количество.наших самолетов погибло в начале войны отнюдь не от снайперских ударов немецких асов.

Лётчикам с воздуха лучше других было видно, как быстро движутся на Восток змеиные ленты немецкой бронетехники. Были и такие, кто после посадки побежал с аэродрома спасать и эвакуировать свои семьи. Боялись не только фашистов, боялись и мести пострадавших от сталинских репрессий местных жителей Западной Белоруссии.

Но 22 июня о тяжелейшей обстановке в частях и больших потерях в авиатехнике ни в штабе ВВС, ни в штабе округа ничего не знали. Тем не менее, известно, что в этот день в командование ВВС ЗапОВО вступил заместитель Копеца генерал-майор Андрей Таюрский.

Что же случилось с самим Иваном Ивановичем? И до сих пор путешествует из книги в книгу небылица о том, что 22 июня Копец поднялся в небо на истребителе, облетел разгромленные немцами аэродромы и, вернувшись в штаб, застрелился

Конечно, это не так. Первое. С осени 1940 года Иван Иванович из-за болезни был отстранен от полётов и с тех пор не летал. Как человек чрезвычайно дисциплинированный и выдержанный, на нарушение запрета он никогда бы не пошёл. Да и, согласитесь, времени у него 22 июня на подобный полёт не было. Второе. Когда в июле 1941 года арестовали жену генерала Нину Павловну, то следователь ознакомил её с протоколом допроса генерала Смушкевича от 21 июня(!) 1941 года, который после зверских пыток и побоев, показал: «Копец Ивана Ивановича сагитировал и втянул в нашу группу лично я сам». И кто же после этого позволил бы генералу подняться 22 июня в воздух? Кому положено знали о «заговорщике» Копеце уже 21 числа, связь у них работала оперативно и бесперебойно.

Абсурдность и дикость происходившего была такова, что и сегодня с трудом веришь в то, что генералов-авиаторов продолжали бросать в тюрьмы и после начала войны

Всех арестованных в мае-июле 1941 года генералов без суда расстреляют, расстреляют не за разгром авиации в приграничных сражениях и не за потерю авиатехники. Расстреляют за участие в придуманном Берией «военном заговоре». Первая группа жертв «дела авиаторов», в которую попали Смушкевич, Локтионов, Штерн, Володин, Проскуров, Алексеев, Арженухин и Рычагов с женой, пошла на плаху 28 октября 1941 года. Вторая, самая многочисленная, состоявшая из 46 человек, была расстреляна 23(!) февраля 1942 года. В этот день от пуль палачей погибли Таюрский, Пумпур, Птухин, Филин, Ласкин, Левин, Ионов, Гусев, Шахт с женой

У большинства генералов были за спиной по 2-3 войны, большой боевой опыт, геройские звезды... А их убили, словно крошки со стола смахнули. В 60-е годы минувшего столетия всех их в связи с отсутствием состава преступления реабилитировали.

Документов, раскрывающих обстоятельства гибели генерала Копеца, в Подольском архиве я не нашёл. В его личном деле записано: «23.7.1941 года покончил жизнь самоубийством. Кодограмма УК № 0239 от 24.3.42». Но если 22 июня 1941 года обязанности командующего начал исполнять генерал Таюрский, то где же целый месяц находился Копец?

Нина Павловна Копец в своих записках вспоминает, что ежедневно, с 22 по 24 июня 1941 года к ней на квартиру заезжал личный шофер Копеца Минцер, который тоже ничего не знал о гибели Ивана Ивановича и лишь сказал, что к генералу вызывали хирурга Почему от жены не только скрывали факт его гибели, но даже не позволили похоронить? Известно, что штаб ВВС оставался в Минске до 24 июня, а немцы захватили город 28 июня. Времени для захоронения генерала было предостаточно.

24 июня, когда немцы уже начали бомбить Минск, Минцер выехал с Ниной Павлов­ной в Москву. Лишь только там от мужа знаменитой лётчицы Валентины Гризодубовой майора Виктора Соколова она узнала, что Ивана Ивановича уже нет в живых. Её попытки найти в Москве генерала Смушкевича и уточнить обстоятельства гибели мужа закончились арестом.

Ни один из 35 боевых полков ВВС ЗапОВО летом 41-го, даже потеряв технику, не был уничтожен гитлеровцами, как не было захвачено врагом и ни одно Боевое Знамя части. 27 из них геройски сражались до конца войны, 14 стали гвардейскими, получили почётные наименования Минских, Гродненских, Выборгских, Седлецких, Варшавских, Будапештских... В их успехах есть заслуга и генерала Копеца.

Перед моими глазами и сегодня стоят написанные ярко-красными, похожими на кровь, чернилами строки из его последней аттестации за 1940 год: «Решительный и смелый, командир с большой силой воли принятое решение твёрдо проводит в жизнь как лётчик-истребитель - отличный исключительно честный и откровенный командир в личной жизни и на службе очень скромный (иногда даже излишне скромный), чуткий и отзывчивый к товарищам и подчиненным».

Место, где погребено тело Ивана Ивановича, мы, наверное, никогда не найдём. Нам его, увы, уже не покажут ни близкие друзья генерала, ни сослуживцы, бывшие рядом с ним в тот скорбный час. 25 июня 1945 года в авиационной катастрофе погиб его самый близкий друг командир 379-го истребительного полка подполковник Фёдор Олейников. 9 марта 1945 года был сбит, сел на территории врага, и, не желая сдаваться в плен, за­стрелился тот самый «летающий чекист», а к концу войны командир 206-й штурмовой авиадивизии подполковник Василий Рыбаков. Ничего не успел рассказать и начальник штаба ВВС ЗапОВО Сергей Худяков, которого арестовали в 1945, к тому времени уже маршала авиации! В 1950 году расстреляли и его. Расстрелян и заместитель Копеца генерал Таюрский. Не оставил никаких воспоминаний и сменивший в июле 1941 года на посту командующего генерала Таюрского Николай Науменко. В 1967 году, будучи генерал-полковником, он погибнет в автомобильной катастрофе».

Копец награждён двумя орденами Ленина (21.06.1937,1940), орденом Красного Знамени (02.01.1937), медалью «XX лет РККА».

Из наградного листа:

«Старший лейтенант Копец - бесстрашный лётчик-истребитель, героически дравшийся с фашистской авиацией с первых дней гражданской войны в Испании... В качестве командира группы истребителей И-15 тов. Копец участвовал почти во всех воздушных боях над Мадридом. Он имеет более 300 часов боевого налета. Лично им сбиты три «Хен-кейля» и два «Фиата». Тов. Копец по праву занимает одно из первых мест среди лётчиков истребительной авиации, боевая слава которых широко распространена не только в воздушных, но и в наземных частях республиканской армии».

Память:

В Ишиме на здании городской школы № 1 в 2005 году установлена мемориальная доска, посвященная выпускникам-Героям Советского Союза, где среди трёх фамилий -И.И. Копец.

В 2015 году, в год 70-летия Великой Победы, доска установлена на здании центра П.П. Ершова.

Ишимским телевидением к 60-летию Победы по материалам музей школы № 1 снят фильм «Генерал Копец».

В посёлке Плодопитомник Ишимского района на территории, выделенной городу под жилищное строительство для многодетных семей, решением Думы Пахомовского сельского поселения № 23 от 07.04.2016 одной из улиц присвоено имя генерала Копеца.

Источники:

Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т. 1. - Москва,1987. -С. 722.

Материал с сайта «Герои страны», с сайта «Красные Соколы».

Сибирский форпост России. Тюмень, 2005. - С. 158.

Материалы музея Ишимской городской школы № 1 (руководитель музея Л.К. Со-скина).

Газета «Ишимская правда», 7 мая 2015 г., «Памятные доски именитым Героям Советского Союза» (Г.А. Крамор).

Газета «Тюменский курьер», 18 июля 2015 г., «Чекисты предупредили об аресте», автор И.И. Ермаков.

Бажин А.И. Герои тюменского края. Ишим, 2015.

Тюменцы - Герои Советского Союза. Тюмень, 2004.

Ишимская энциклопедия. Тюмень, 2010.

Газета «Ишимская правда», апрель 1975 г.

«Герои Советского Союза - наши земляки», автор М.А. Бровко.

Газета «Советская Белоруссия», 11.08.2011, «Звёзды и тернии генерала Копеца» (Н. Качук).

***

В Ишимской энциклопедии (Тюмень, 2010, стр. 243) есть материал об участниках Великой Отечественной войны братьях И.И. Копеца - Георгии Ивановиче и Сергее Ивановиче. Г.И. Копец (04.04.1918-28.06.1985), кавалер двух орденов Красной Звезды, Ордена Отечественной войны II степени, подполковник.

Копец Сергей Иванович (1909-?), кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, подполковник.

В списках жителей Киселёвки г. Ишима на 03.11.1924 (всего 247 человек) указана Копец Евгения Николаевна 36 лет, из Ленинграда, домохозяйка. (ГБУ ТО «Госархив в г. Ишиме», Ф. 3, Оп. 6, Д. 66).

В городе Ишиме на Соборной площади на пилонах мемориала погибшим ишимцам во время Великой Отечественной войны нет фамилии Копеца, так как в 1990-х годах при формировании списков мемориала взяты только призванные из Ишимского горрайвоенкомата.

Дочь героя Наталья Ивановна живёт в Минске. В 1988 году ей удалось побывать в Ишиме. Горисполком был намерен переименовать улицу Московскую в ул. генерала Копеца, но инициатива не была поддержана горожанами. Наталья Ивановна поддерживает связь с городом Ишимом, в канун Нового 2016 года она поздравила краеведа Л.К. Соскину, много лет занимающуюся музейной работой в городской школе № 1.

Озолин В.И. Копец Иван Иванович / В.И. Озолин // Герои Советского Союза земли ишимской. – Ишим: ОАО «Тюменской издательский дом», 2017. – С. 35–41.

Иван Иванович Копец и его ишимский след

В городе Ишиме есть несколько мест, напоминающих о Герое Советского Союза генерал-лейтенанте Копце Иване Ивановиче. Он родился 19 сентября 1908 года в Царском Селе под Петербургом – до войны учился и работал в Ишиме.

В 1916 году восьмилетний Иван поступил в городское училище Гельсингфорса (там тогда базировался крейсер «Орел» - где машинистом служил отец).

В голодном и холодном 1918 году семья переехала в маленький городок Ишим, где поселилась в деревянном домике на Киселевском мысу. В 1919 году от тифа умерла мать. Отец уехал в поисках работы, а Иван подался в батраки в деревню Шаблыкино, где трудился сезонным рабочим до 1923 года.

Иван, как мог, выкраивал время и для учебы в местной школе. В школе Иван учился хорошо, особенно любил физику и математику. Это удавалось только зимой, да и то по вечерам. Днем работал чернорабочим на заводской стройке и грузчиком на железнодорожной станции. В школе его увлек авиацией учитель – Анатолий Постников, который организовал первый в городе авиакружок. Вскоре в небо над Ишимом поднялся и первый самолет - деревянная модель планера Вани Копеца. У самого учителя с детства недугом были поражены обе ноги, он передвигался на костылях и только раз в жизни видел самолет, но очень увлечеённо рассказывал о воздухоплавании своим ученикам. Иван активно занимался спортом под руководством известного спорторганизатора Захара Никитича Андрейчука, был хорошим боксером и футболистом.

В 1925 году он окончил 8 классов ишимской школы 2 ступени имени Карла Маркса. В 1926 году Ваня Копец поехал поступать в летную школу и не прошел медкомиссию. Вернулся в Ишим, взяли на должность счетовода-практиканта в местный «Уралторг». В марте 1927 года он отправляется в далекий Самарканд и устраивается на тяжелую работу - забойщиком на постройке дороги в горах. Попал под завал, сутки пролежал погребенным под горной породой. Затем снова Ишим, биржа труда. Физически крепкого юношу заметили в Ишимском горкоме комсомола и направили на ответственную работу - секретарем окружного судебного исполнителя.

В ноябре того же 1927 года комсомольская конференция рекомендовала своего делегата Ивана Копеца для поступления в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. После ее окончания в 1928 году Иван - курсант 1-й Качинской военной школы летчиков им. Мясникова, которая базировалась в Севастополе.

В 1930 году в особую, «придворную» 1-ю учебно-летную эскадрилью при Военно-воздушной академии в Москве понадобился толковый инструктор-летчик - выбор сразу же пал на него. В рядовых инструкторах он тоже не задержался. В 1931 году он уже командир звена и его как одного из лучших летчиков принимают кандидатом в члены ВКП(б). В 1932 году Копец исполняет должность командира истребительного отряда. Его летный талант заметили, он участвует во всех воздушных парадах над Москвой.

И вдруг тяжелая авария на разведчике Р-5 - самолет восстановлению не подлежит. Военный трибунал Московского военного округа приговаривает его к трем годам лишения свободы без поражения в правах. Ивана Копеца исключают из кандидатов в члены ВКП (б), и в декабре 1932 года за его спиной захлопывается тюремная дверь. Но, ненадолго. Постановлением ЦИК от 23 февраля 1933 года он попадает под амнистию со снятием судимости. Восстановили его и в партии. Он вернулся в свою часть на первоначальную должность - инструктора-летчика.

В декабре 1933 года он вновь командир звена, а с ноября 1934 года по май 1935 года слушатель (КУНСА) Курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС РККА при Военно-Воздушной академии, которой тогда руководил А. Тодорский. В 1935 году Копец блестяще справился со сложнейшей задачей по обеспечению спецоперации «Олимпиада». Речь идет о восхождении подразделений Красной Армии на высочайшие вершины Кавказа. Его юркий У-2 летал там на таких высотах и потолках, где не должен был летать просто по определению. А самолет Ивана не только летал, он еще и буксировал планер.

После КУНСА Копеца сначала назначили командиром истребительного звена 70-го отдельного истребительного авиационного отряда при Военно-воздушной академии, а с апреля 1936 года - командиром этого отряда. Именно с этой должности старшего лейтенанта Ивана Копеца как одного из лучших советских летчиков-истребителей отправляют в так называемую «особую командировку» - в Испанию.

Правительство Советского Союза решило помочь республиканцам этой страны в войне против националистов, которых активно поддерживали фашистские режимы Германии и Италии. Летал на биплане Ньюпор-52, затем на истребителе И-15. За время нахождения в Испании он имел 300 часов боевого налета и на истребителе И-15-бис лично сбил два истребителя «Фиат» СР-32, уничтожил в групповых боях три бомбардировщика противника типа «HE- 70», награжден орденом Красного Знамени (2 января 1937).

21 июня 1937 года постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный при этом героизм» полковник Копец Иван Иванович получил звание Героя Советского Союза.

Покинул Испанию 17 июня 1937 года.

12 декабря 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.

В 1938 году комбриг Копец назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа. Во время советско-финской войны был командующим ВВС 8-й армии, лично участвовал в боевых вылетах. За эти бои был награжден вторым орденом Ленина, 31 марта 1940 года было присвоено воинское звание комдива. После переаттестации 1940 года в связи с введением генеральских званий в РККА — генерал-майор авиации.

К началу Великой Отечественной войны был командующим ВВС Западного фронта.

В 03:00 утра 22 июня 1941 аэродромы фронта были атакованы немецкой авиацией. Высотные бомбардировщики He-111 нанесли массированный удар кассетными бомбами по выстроенным крыло к крылу самолетам ВВС. На стоянках были уничтожены сотни истребителей. Второй удар нанесли пикировщики Ju-87 и Ju-88 совместно с тяжелыми истребителями Me-110. Некоторые аэродромы, расположенные вблизи границы, к середине дня были захвачены наступающими наземными войсками противника.

Командующему ВВС фронта подчинялись лишь некоторые соединения: 12-я, 13-я бомбардировочные авиадивизии, 3-й авиакорпус дальней авиации и 43-я истребительная авиадивизия. 9, 10 и 11-я смешанные авиадивизии были подчинены командующим армиями. При этом 43-я иад базировалась в районе Орши и участвовать в боях на границе не могла. Поэтому для ответного удара Копец мог использовать только бомбардировщики СБ и ДБ-3, причем без истребительного прикрытия.

В середине дня генерал Копец ввел в бой бомбардировщики из 12-й и 13-й авиадивизий, и 3-й дальнебомбардировочный корпус. Ответные удары были нацелены на известные аэродромы противника, переправы через Буг и колонны механизированных частей. Не имевшие прикрытия бомбардировщики понесли тяжелые потери. Так 13-я авиадивизия потеряла в течение дня 64 бомбардировщика СБ.

Общие потери ВВС Западного фронта 22 июня составили 738 самолетов, в том числе 528 было потеряно на земле. Совершив облет разрушенных аэродромов и узнав о масштабах потерь, И.И. Копец застрелился в своем служебном кабинете около 18:00 в тот же день.

Согласно другой версии, начальник особого отдела НКВД Западного особого военного округа майор ГБ Павел Георгиевич Бегма вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам». Основанием послужили показания Смушкевича, о том, что он, бывший главный советник по авиации республиканской Испании, сам завербовал Копеца в свою группу. В начале июня 1941-го органы НКВД СССР расследовали так называемый заговор Героев. В числе арестованных по сфабрикованному делу оказались Герои Советского Союза Петр Пумпур, Григорий Штерн, третий в стране дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич.

Согласно выписке из приказа Главного управления кадров Красной Армии, — «генерал-майор авиации И.И. Копец,1908 г.р., исключен из списков действующего высшего комсостава как застрелившийся 23.07.1941 года», то есть через месяц после начала войны. Место захоронения героя Испании по сей день остается неизвестным.

В Ишиме в 1990 году улица Московская переименована в улицу имени И.И. Копеца, на здании школы, в которой учился будущий генерал-майор авиации Иван Копец, 5 мая 2005 года была установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска вывешена на здании Ершовского центра на улице Советская, 30 – там находилась в 1920-х годах школа II ступени (будущая школа № 1).

Материал предоставлен:

Архив Ишимской городской централизованной библиотечной системы.

Назад