Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.
 

Навродская Валентина Александровна (Коханская)

(05.02.1922 – )

Родилась 5 февраля 1922 года в городе Ишиме Омской области.

Отца привезли из Польши в Сибирь 12 летним мальчиком. Мать родилась в Голышмановском районе в деревне Дранково.

Нас было в семье 6 детей (4 брата, 2 сестры), я самая младшая из них. Братья имели образования, у одного из них высшее.

После окончания 8 классов средней школы в 1938 году поехала учиться на рабфак в НИВТ (Новосибирский институт военного транспорта). Проучилась 1 семестр, после каникул начальник рабфака пригласил и сказал, что меня исключили, так как отец оказался врагом народа, вслед за отцом забрали и всех братьев.


В 1939 г. устроилась работать учеником счетовода в сельхозснаб. Из газеты узнала, что идет набор на курсы учителей, обучение длиться 1 месяц.

В сентябре 1939 закончила курсы, направили работать в Сладковский район учителем начальных классов, но заочно училась дальше в Ишимском педучилище.

В 1941 когда я была на летней сессии, как раз была математика, вел

Анатолий Иосифович Ромейко, отрылась дверь и нам объявили о войне. За 24

часа должны были освободить помещение под госпиталь.

Отпусков не было, выделялся только один месяц для учебы заочно. Сессия заканчивалась, и строго на работу.

Когда началась война, школе выделили землю для обработки, каждому классу нарезали по 1 гектару. Там с детьми обрабатывали лен, дергали, замачивали на озере, делали веревки для нужд колхоза. Зимой собирали золу для удобрения. Работали все, на сельхозработах я научилась косить, вязать снопы.

Дети были очень плохо одеты, голодные, но школу посещали все, от работы не отлынивали. Днем учились, а вечером до 2-3 часов ночи молотил и сушили зерно, так же собирали картошку, яйцо, зерно, в общем, у кого что

было, на заём, что бы отправить на фронт.

Мне давали паек 3 килограмма овсяной муки, остальные продукты я обменивала на свои вещи. Учитель должен был выглядеть хорошо, поэтому я надевала манишку или блузку где перед был целый, а зад весь в дырках, приходилось сверху надевать пиджак, что бы было не видно изношенной одежды.

В деревне Задонка образовалась школа, где я была учителям начальных

классов и еще вела физкультуру у старших (с 1942 по 1943 гг.)

Мы так же заготавливали дрова для того, что бы отапливать класс, валили деревья с корня, возили их на быке. Собирали посылки для фронта, вязали носки, варежки, шили платочки, делали кисеты, в общем, то, что могли осилить дети своим трудом.

У нас была связь с фронтом через командира военной газеты Наговицына. Мы писали письма, в которых рассказывали о своей жизни, он же благодарил за посылки и передавал последние новости, как ходили на передовую, как воюют отцы, деды, братья. Очень хвалил сибиряков, давал наказ детям. Затем связь прервалась. Я долго хранила письма на больших белых листах, даже привезла после окончания войны в Ишим.

Трудно доставались последние дни войны, все очень устали, все чаш

приходили похоронки. Понемногу возвращались раненые.

В мае 1945, когда я работала в деревне Быкуртал, в школе открылась дверь, зашел директор: «Что сидите, война закончилась!».

Жена управляющего сняла с себя красную косынку, привязала на палку и повела за собой всех по деревне. Плясали, смеялись, пели, плакали.

В июле 1947 вернулась в Ишим, в семью старшей сестры, где жила и мама. 22 августа 1947 устроилась на работу в детский дом № 92 (школа для глухи детей), где проработала до 1976 г. и ушла на пенсию. Присвоили звание «Ветеран труда».

Вырастила двух дочерей Веру и Ольгу, трёх внуков и одного правнука.

Из воспоминаний Валентина Александровны.


Материал предоставленТОС «Киселевка» в лице Русиной Т.Г., Аржанниковой А., Аржанниковой Л., Бердюгиной Г., Ефимовой Л., Лишенко А., Фоминой В., Юдина Г.


Назад